Министерство финансов РФ подготовило законопроект, который позволит полностью ликвидировать теневой игорный бизнес в России. Суть этого законопроекта в том, что единый организатор лотерей будет определяться Правительством. Затем, по результатам открытого конкурса, назначенный организатор заключает контракт с оператором лотереи. Таким образом, государство вытеснит с рынка нелегальный игорный бизнес и станет монополистом в этой области.

Правительство РФ обсудило поправки в Закон «О лотереях», выводящие в правовое поле проведение бестиражных лотерей с помощью аппаратов по распространению билетов и видеолотерейных терминалов (ВЛТ).

Государство берёт азарт под контроль

Играем по-новому

Возрождение лотерей вызвало массу противоречивых мнений в обществе. Противники такой инициативы утверждают, что легализация игорного бизнеса спровоцирует рост заболеваемости игроманией. А лечение такой зависимости в России слабо развито.

Сторонники приводят гораздо больше аргументов в пользу законопроекта «О лотереях»:

Рост уровня доверия между государством и гражданами. Константин Калачёв, руководитель «Политической экспертной группы», говорит: « Я понимаю, что некоторые проигрывали последнее, страдали их семьи, страдали дети, но все-таки если мы говорим о взаимоуважительных отношениях государства и граждан, то, наверное, гражданам надо больше доверять. Если американцы имеют возможность играть, почему не имеют возможности играть россияне?»

Вывод азартных игр из подполья, жёсткий контроль над игорным бизнесом со стороны государства. «Сейчас обычные пролетарии ходят к «одноруким бандитам» в подпольные залы, нажимают на кнопки, просаживают полностью зарплаты или деньги, взятые в долг. В итоге – трагедии и беда в семьях. Поэтому государство должно как-то упорядочить игровую отрасль», – говорит директор Института политической социологии Вячеслава Смирнов.

Благодаря легализации, коррупционная составляющая игорного бизнеса будет сведена к нулю. Если раньше любой частный владелец игрового автомата мог настроить его так, что выиграть нет ни единого шанса, то с принятием поправок в законопроект возможность махинаций будет исключена. Государственные структуры смогут контролировать и упорядочивать деятельность оператора лотерей.

Главный аргумент в пользу узаконивания игорного бизнеса — существенное повышение доходов государственного бюджета. Планируется, что средства, полученные в результате реализации этого законопроекта, будут тратиться исключительно на поддержку значимых социальных программ — помощь многодетным семьям, детям — инвалидам, обустройство детских домов, развитие спорта и т. п. «Главная цель проведения такой лотереи - получение дополнительных доходов для социальной сферы. В Финляндии, например, стоят аппараты, на которых написано, что участием в лотерее играющий помогает детям-инвалидам», - сказал член Общественной палаты Владимир Слепак.

Таким образом, очевидно, что плюсов от реализации программы государственной лотереи гораздо больше, чем минусов.

В обсуждаемом законопроекте чётко прописывается разница между игорным и лотерейным оборудованием. Указывается строгий перечень оборудования, разрешаемого для проведения и распространения лотерей. Предусматривается создание единой системы для учёта количества изготовленных и реализованных лотерейных билетов — как бумажных, так и электронных. Распространители лотерей должны будут открывать специализированные магазины, оборудованные разрешёнными видеолотерейными терминалами (ВЛТ). Использование таких терминалов вне лотерейных магазинов запрещено.

Заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев — один из разработчиков законопроекта «О лотереях» - убеждён, что новые поправки увеличат прозрачность и предсказуемость лотерейного рынка. «Эти поправки должны сделать деятельность оператора лотерей более прозрачной, победить нелегальный игорный бизнес и повысить целевые отчисления в бюджет», — утверждает Моисеев.

Что касается моментальных выигрышей, Министерство финансов РФ решило оставить и этот вид бестиражных лотерей. Такой формат привычен россиянам и, при соблюдении определённых условий, абсолютно безопасен.

Кардинально меняется структура управления лотерейным рынком. Министерство финансов РФ будет выступать в роли регулятора. Организатор государственных лотерей будет назначен специальным постановлением правительства, вероятнее всего им станет Министерство спорта РФ. За счёт того, что организатором будет выступать одно ведомство (а не два, как раньше), структура лотерейного рынка будет прозрачной и понятной для государства.

В Законе даётся однозначное определения понятия «лотерейный магазин» - это место, где реализуются лотерейные билеты. Оборудование таких магазинов должно быть сертифицировано и подключено к единому информационному центру (ЕИЦ). Это позволит контролировать реализацию лотерейных билетов всех видов.

Также в поправках указывается, что призовой фонд должен составлять не менее 50% от выручки лотерейного магазина. Остальные деньги перечисляются в федеральный бюджет на реализацию государственных социальных программ, в том числе — на поддержку спорта высоких достижений.

Ошибки прошлых реформ лотерейного бизнеса

В 2009 году вступил в силу федеральный закон о запрете деятельности игорных заведений в России. Было выделено несколько специальных зон для занятия этим бизнесом — Калининградская область, Алтайский, Краснодарский и Приморский края. Правительство запретило игорные заведения в крупных городах и предложило желающим строить «Монте-Карло» с нуля. Но предложенные зоны оказались малопригодными для развития соответствующего бизнеса. Инвесторы не хотели вкладывать деньги в освоение труднодоступных территорий — вдали от мегаполисов совершенно не развита инфраструктура, нет потока туристов.

На создание этих резерваций было потрачено около 3 млрд рублей, но никакой выгоды государственному бюджету России они не принесли. Более того, деятельность игорных заведений не прекратилась. Большая часть ушла в подполье. Некоторые игровые автоматы модернизировали под игровые терминалы, и они по-прежнему пользуются популярностью у азартных игроков. Согласно данным неофициальной статистики, денежный оборот теневого игорного бизнеса составляет около 6 млрд долларов в год. Из этих денег в государственный бюджет не попадает ни копейки. В проигрыше остаются и граждане, играющие в надежде сорвать большой куш. В таких игровых автоматах не регламентирован размер выигрыша, результат зачастую запрограммирован. Владелец игрового автомата никогда не будет работать себе в убыток.

Мысли о том, что этот вид деятельности должен быть под абсолютным контролем государства, возникали давно. Например, Сбербанк России предлагал внести поправки в закон «О лотереях», суть которых сводилась к тому, чтобы не допускать появления региональных и негосударственных лотерей.

Недавно этот вопрос опять назрел. Минэкономразвития и Минфину РФ было поручено сформировать предложения по усовершенствованию и реформированию лотерейного рынка России. Министерство финансов предложило законопроект, согласно которому Россия пойдёт по пути большинства развитых стран, получающих в бюджет солидный доход от лотерей. Таким образом, лотерейный бизнес станет абсолютно прозрачным и будет функционировать в интересах государства, принося доход в государственную казну.

Член Общественной палаты Дмитрий Галочкин говорит: «Если закон предусматривает, что лотерею будет проводить государство, то это хорошая идея. Даже в советские времена они проводились. Идея имеет право на жизнь, если это государственная лотерея, и вряд ли получит поддержку, если речь пойдет о частниках».

Преимущества монополизации государством лотерейного рынка

Попытка навести порядок в лотерейном бизнесе предпринималась не один раз. В июне 2014 года был принят закон «О лотереях», запрещающий все частные лотереи. Причиной стали криминализация и непрозрачность этой отрасли, в которой насчитывалось около 300 операторов и 3000 лотерей. Многие частные владельцы занимались незаконным игорным бизнесом, прикрываясь лотереей.

Один из разработчиков законопроекта говорил о том, что во всём цивилизованном мире лотереи государственные, а не частные. А в России потребитель, участвуя в подпольных лотереях, зачастую не получает положенного ему выигрыша.

Убытки государственной казны тоже говорили в пользу монополизации игорной отрасли. В 2013 году бюджет получил 1 млрд вместо 10 млрд рублей — в 10 раз меньше. Интересно, что от букмекерских контор государство получает ежемесячную фиксированную сумму — 7500 рублей. А оборот таких контор часто исчисляется миллионами!

В 2014 году, после вступления в силу Федерального закона, на лотерейном рынке России осталось 10 бестиражных и 7 тиражных государственных лотерей, организаторами которых являлись Минспорта и Минфин. Путём конкурсного отбора были выбраны операторы лотерей — компании «Государственные спортивные лотереи» и «Спортлото». Таким же образом определили и распространителя — ТД «Столото».

Минэкономразвития РФ с 2012 года являлось основным сторонником государственной монополизации лотерей. Тогдашний министр, а ныне помощник президента РФ по экономике Андрей Белоусов говорил: «Я не знаю, насколько резко сейчас можно остановить деятельность частных лотерей, но в принципе, я сторонник того, чтобы сделать лотереи государственными». Таким образом, сегодня Минспорта и Минфин доводят до логического конца реформы игорного бизнеса, начатые Минэкономразвития.

Обратная сторона медали

Несмотря на очевидные плюсы предлагаемой реформы, есть опасения, что появление в России лотерейных магазинов поспособствует возрождению азартных игр под видом лотерей. В таком случае частники станут использовать игровые автоматы для «отмывания» незаконных доходов. Кроме того, нововведения могут привести к росту больных лудоманией — патологическое расстройство, при котором игроманы не контролируют себя, не могут остановиться и проигрывают огромные деньги.

Представитель компании «Государственные спортивные лотереи» отмечает, что единая система учёта бумажных и электронных билетов будет полностью прозрачной для любых контролирующих органов, в том числе для Федеральной налоговой службы. Каждый лотерейный розыгрыш будет зарегистрирован в системе. Также, законом будет регламентирован призовой фонд, информацию о котором сможет получить каждый потребитель. Легализация преступных доходов через видеолотерейный терминал невозможна, так как все сведения о билетах будут размещены на сервере организатора.

Новые поправки в Закон «О лотереях» предусматривают, что единственная функция видеолотерейных терминалов — продажа билетов, с уже нанесёнными результатами розыгрыша. Никакие игровые комбинации в аппараты не закладываются. Представитель Министерства финансов РФ заявил о невозможности проведения манипуляций с выигрышем, так как вся информация закладывается в билет на стадии производства.

Что касается лудомании, то страдающие этим недугом люди есть и были, они до сих пор посещают подпольные казино и нелегальные игровые зоны. Кроме того, согласно статистике, в России в лотерею играет не более 7% населения. А в развитых странах каждый десятый гражданин принимает участие в азартных играх. На покупку лотерейной продукции среднестатистический россиянин тратит около 90 рублей в год. В европейских странах на эти цели тратится гораздо больше денег. Например, в Польше - $30, в Венгрии - $70, в странах Западной Европы – около $420.


И ещё одно опасение, которое высказывают участники рынка, – что лотерейные терминалы будут работать не на государственный бюджет, а на организаторов лотерей, как это происходило с игровыми автоматами. Но разработчики законопроекта предусмотрели, чтобы деньги не уходили в неизвестном направлении, а за вычетом призовых выплат и комиссии направлялись в государственный бюджет. Современные информационные технологии сделают этот процесс абсолютно прозрачным и подконтрольным государству.

Хочется верить, что разработчики законопроекта учтут ошибки прошлых реформ игорного бизнеса и новые поправки пойдут на пользу всем участникам лотерейного рынка.

Дата публикации: